Сайт Засимовой Натальи Сергеевны
воспитателя МДОУ №29 "Сказка"

Родная земля и в горсти мила

 

Педагогический проект

Тема: «Родная земля и в горсти мила»

 

«Люди, с которыми мы вступаем

 во взаимно приятное общение ,

 и есть то, с чего начинается

 Родина»

И.В.Гёте

Актуальность проекта

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.  Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.

Малая Родина – это прежде всего люди, которые окружают ребенка: семья, коллектив детей в детском саду, педагоги, во-вторых, это природное, историческое и культурное своеобразие региона, социальные отношения, культурно и экономически обусловленные способы жизни людей на данной территории.

По определению С.И. Ожегова, «патриот – это человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь; человек, проникнутый патриотизмом». Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству и народу. Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни. По мнению педагогов и психологов,   патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Они рассматривали патриотизм как сложное личностное образование, включающее следующие содержательные характеристики: знания об истории, культуре, традициях своего Отечества; проявление познавательного интереса к его прошлому и настоящему, потребности в прогрессивном развитии своего государства, чувства национального достоинства, гордости за принадлежность к своей культуре; активную творческую деятельность на благо Отечества. Необходимость осуществления  работы  по патриотическому воспитанию именно в дошкольном возрасте подтверждают многочисленные педагогические и психологические исследования. Во-первых, психофизиологические  особенности дошкольников создают благоприятные возможности для формирования основ моральных качеств в этом возрасте. Дети отличаются высокой восприимчивостью, легкой  обучаемостью,  что обусловлено пластичностью их нервной системы. Очень многое, что ребёнок воспринимает, становится предметом его чувств, пристального внимания и подражания, осмысления.

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки  патриотического воспитания. Как бы  ни менялось общество,  воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо при любом строе: будь то социализм, капитализм  или коммунизм. Этому учат  подрастающие поколение все народы мира. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, своё село, нам нужно показать их с привлекательной  стороны. Тем более нам есть, чем гордиться. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем селе, усвоения принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно – экологическим своеобразием родного региона. Краеведческий подход в образовании дошкольников дают возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательны маршрут для воспитанниоков не только в информационно - просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным селом  через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту, ребёнок учится осозновать себя живщим в определённый временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет переживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Одним из условий нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет переживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Добровольность участия каждого – обязательное требование и условие данной работы. Необходимо отметить, что в настоящее время  у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

- семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;

- счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (фронтовых и трудовых подвигах дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны) необходимо привить детям такие важные понятия, как  «долг перед Родиной»,  «любовь к Отечеству»,  «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.   Неверно полагать, что, воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т. д.). Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.  Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.    Например, воспитывая у детей любовь к своему селу, необходимо подвести их к пониманию, что их село – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); везде соблюдаются традиции; Родина помнит героев, защищавших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие профессиональные праздники и т.д.). Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому  воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния  по данным проблемам. Поэтому очень важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей: рассказать, люди каких национальностей живут в родном селе, как они вместе трудятся и отдыхают, заботятся о благоустройстве родного села.Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это сложное личностное образование, в обобщенной форме выражающее и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.Как организованный процесс патриотическое воспитание представляет собой взаимодействие воспитателей, родителей и детей.

Гипотеза исследования: мы предположили, что ознакомление дошкольников с родным селом будет способствовать патриотическому воспитанию, если знакомить детей с родным селом с опорой на эмоционально – эстетическое отношение к предмету освоения и разные виды детской деятельности с учетом возрастных особенностей.

Цель проекта:  Расширить представления детей старшего дошкольного возраста о малой Родине.

Задачи:

• Познакомить детей с историей села Русско-Высоцкое.

• Активизировать уважительное отношение к человеку – труженнику, результатом его труда, защитникам Отечества, государственной симовлике.

• Вызвать положительные эмоции в процессе приобщения к краеведческому материалу.

• Побуждать потребность в проявлении заботы о природе, культуре и традициях малой Родины.

• Заинтересовать родителей данной темой, привлечь их к сотрудничеству.

Участники проекта: воспитанники группы компенсирующей направленности МДОУ № 29 «Сказка», их родителей, воспитатели Засимова Н.С., Белокурова А.Н.

Продолжительность проекта:среднесрочный(1 месяц).

Тип проекта: познавательно – игровой.

Принципы проекта:

• Доступность

• Последовательность

• Наглядность

1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Цель:

• Выявление представлений детей старшего дошкольного возраста о родном селе.

• Выявление отношения родителей к проблеме патриотического воспитания дошкольников.

На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям: 

• обогащение среды, 

• анкетирование родителей, 

• диагностика, представление детей о родном селе.

Диагностика представлений детей о родном селе проводилась по методике, аналогичной методике изучения представлений и отношений детей к природе (автор Кондратьева Н.Н.). 

Детям предлагалось шесть фотографий с изображением достопримечательностей поселка: Дот им.Павлика Филимонова, обелиск в конце деревни, церковь 18 века, птицефабрика Русско-Высоцкая, школа, парк поселка, и давалось задание рассказать: что изображено на фотографиях. Дополнительно задавали детям следующие вопросы: 

• как называется наш поселок?

• Всегда ли наш поселок был таким, какой он сейчас?

• Что можешь сделать ты, чтобы наш поселок стал еще лучше?

• Что бы ты рассказал гостю о своем поселке?

Ответы детей обозначались баллами: 2 – полный правильный ответ, 1 – неполный, неточный ответ, ответ с помощью взрослого (по наводящим вопросам), 0 – отсутствие ответа, неверный ответ.

Данные анкетирования родителей показали, что они признают актуальность проблемы патриотического воспитания, понимают важность и необходимость знакомства детей с родным селом. Родители удовлетворены работой детского сада по знакомству детей с родным краем и воспитанию патриотических представлений. Однако, диагностика представлений детей о родном селе показала довольно низкий уровень освоения детьми получаемых знаний. Родители хотят, чтобы дети знали больше о Русско-Высоцком, но у них не всегда хватает времени, а также знаний о том, какую информацию давать детям.

Чтобы вызвать интерес у детей к Русско-Высоцкому, я использовала методику трех вопросов: что мы знаем о Русско-Высоцком, что хотим узнать,  

Формы работы

Совместная деятельность

 

 

 

непосредственная образовательная деятельность

в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей (создание условий)

Взаимодействие с родителями

Интеграция образовательных областей

1 этап - подготовительный

Беседа с детьми по методике трех вопросов

 

 

 

 

 

 

 

Ведение копилки вопросов

Диагностика представлений детей о родном селе

Создание центра «Моя Россия»,

подборок «Люблю тебя, Петра творенье», «Красное село – наш сосед», «Это интересно – о птицефабрике детям»

Информирование родителей:

- Беседы с родителями;

- Анкетирование родителей;

-Консультация «Мое Русско-Высоцкое»

Помощь родителей в обогащении развивающей среды

Коммуникация

Познание

 

2 этап – реализация проекта

Познание «Моя малая Родина». Рассказ воспитателя с дальнейшим обсуждением. «Русская изба, чаепитие» (см. конспект) «Русские богатыри» Позновательно-конструктивная деятельность «Мой поселок в будущем»

Чтение былин об Илье Муромце, Никите Кожемяке, Алеше Поповиче, Добрыни Никитиче.

Чтение стихотворений «Поезжай за моря, океаны» Исаковский, «Родина» Прокофьев, «Родина» Александрова.

Художественное творчество

«Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться, чтоб нежной любовью наполнилось сердце»

Рисование «Родная улица моя», «Мое Русско-Высоцкое», «Цыплята на нашей  птице

фабрике», «Белая береза под моим окном»

Лепка «Русская матрешка»,

Аппликация «Белый, синий, красный»

Коммуника-ция «Мои папа и мама работаютна птицефабри- ке», «Что мы узнали о нашем поселке»

Утренняя гимнасти-   ка «Защитники Родины»

Подвижные игры : народные, хороводные

Труд: постройка снежного городка, окапывание деревьев снегом, подкормка птиц, изготовле-ние  ледяных фигурок для украшения участка

Сюжетно-ролевая игра «Птицефабрика»

Встречи:

- с папами, дедушками – защитника-ми Отечества

- с работниками птицефабри-

ки «Русско-Высоцкое»

- с ветераними  села.

 

Рассматривание иллюстраций в детских энциклопедиях, активизация детей на самостоятельную деятельность в книжном уголке, центре «Моя Россия», творческие задания в уголке художественного творчества, внесение конструктора «Лего» со схемами, внесение иллюстраций художников с изображением природы различных уголков нашей Родины, репродукции картины Васнецова «Богатыри»

Создание проблемных ситуаций для привития нравственных качеств (например, девочка осталась без стула)

Творческая продуктивная деятельность с детьми «Детский сад будущего», «Каким бы я хотел видеть наш поселок Русско-Высоцкое»,«Земля – планета, на которой мы живем»

Проектная деятель-ность «Малая Родина моих родителей»

Оформление фотоальбомов«Я и моя семья»

Помощь при проведении целевой прогулки по родному поселку

Помощь в постройке снежного городка на участке

Совместное проведение шашечного турнира к празднованию дня Защитника Отечества

Помощь в проведении лыжных соревнований

 

Коммуникация

Здоровье

Музыка

Познание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познание

Социализа-ция

Безопасность

Здоровье

Коммуника-ция

3 этап - творческий

 

Заключительная диагностика детей

 

Создание карты «Малая Родина наших родителей»

 

Выставка совместной творческой деятельности детей и родителей

«Детский сад будущего», «Каким бы я хотел видеть наш поселок Русско-Высоцкое», «Земля – планета, на которой мы живем»

 

Работая над проектом, я лишний раз убедилась, что дети по своей природе ритуальны.  Поэтому большой эффект в формировании у детей системных знаний дает ритуальное планирование. Например, проводя углубленную работу по патриотическому воспитанию дошкольников через знакомство с родным селом, я руководствовалась следующим планом-графиком организации жизнедеятельности  в течение месяца.

Еженедельно:

- по понедельникам

*утром прослушивание гимна России;

*вечером «Открытие красоты» (цель – любование природой, делами людей , окружающим)

- по вторникам

*вечером «Уроки наблюдений» (цель – видеть изменения, происходящие в поселке, в природе)

- по средам

*вечером «Удивлялки» (цель – познакомить с историей достопримечательностей поселка, с интересными событиями)

- по четвергам

*вечером «Четыре строчки наизусть» (цель – воспитание любви к поселку, семье, людям, природе через художественное слово)

- по пятницам

*вечером «От сердца к сердцу» (цель - познакомить детей с интересными людьми нашего поселка)

 

Список использованной литературы:

1..Симонова Е.В. «Моя  первая книга о России» изд. ЗАО РОСМЕН-ПРЕСС 2008 г.

2. Петрухин, Теронцев «Истоки России» изд. Москва РОСМЕН 2002 г.

3.Хмельник «Ломоносовский р-н» изд. Первый класс 2012 г.

4. Терентьева «Стихи и рассказы о Родине» Моска Стрекоза 2010 г.

5. Ривина «Знакомим дошкольников с государственными символами» Москва 2004 г.

6. Коноваленко «Моя страна» Москва Гном 2003 г.

  

Анкета <<Смотреть>>

Спасибо за сотрудничество <<Смотреть>>

Презентация <<Смотреть>>