Сайт Засимовой Натальи Сергеевны
воспитателя МДОУ №29 "Сказка"

Свойства воды

Конспект НОД «Познавательное развитие»

По теме «Свойства воды» для детей старшего дошкольного возраста

 

Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие с интеграцией других образовательных областей»

Тема: «Свойства воды»

Возраст детей: 6-7 лет

Цель: расширить и систематизировать представления детей о свойствах воды, создать условия для развития элементарных математических представлений и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

• Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где и в каком виде существует вода в окружающей среде.
• Познакомить с некоторыми свойствами воды, показать, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
• Знакомить с понятием симметрии.
• Развивать навык конструирования по схеме, логическое мышление, речь, мелкую моторику.
• Воспитывать бережное отношение к воде как части природы, умение слушать друг друга.

Материалы и оборудование: две ёмкости с водой и молоком, лёд, термос с горячей водой, зеркало, монеты, камушки, ложки, три прозрачные баночки с водой закрытые крышками, на которых с внутренней стороны нанесены гуашь красная, желтая, синяя, емкости разной формы, одноразовые стаканчики по количеству детей, «Умные кубики», палочки Кюизенера, альбом «Посудная лавка».

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель обращает внимание детей на глобус.

- Ребята, вы знаете что это? (Ответы детей.) Да, это глобус. Какой он формы? (Это шар.)

- Если бы слон посмотрел на глобус, то что бы он напомнил слону? А если смотрит маленький жучок? Если футболист? (Ответы детей.)

-Что глобус изображает? (Это модель нашей планеты Земля.) Какого цвета на глобусе больше всего? (Голубого.) Что это значит? (На Земле большую часть занимает вода.)

Основная часть

-Предлагаю узнать, сколько же места на нашей Земле занимает вода, а сколько суша.

Эксперимент с кругом. Дети разрезают круг на три приблизительно одинаковые части, предварительно разделив круг на три части карандашом.

-Одна часть – это суша, а две остальные – это вода.

-Сравните, чего больше? (Воды.) Что вы знаете о воде? (Ответы детей.) А хотите узнать еще больше?

Опыт 1. - Перед вами две миски. Одна - с водой, другая - с молоком.

Опустите в них камушки, монетки. В какой миске они видны? Почему?

Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.

Воспитатель подносит банку с водой к окну.

-Через банку виден свет? (Да)

- Подумайте, если вода в реке, озере станет как молоко, смогут ли в ней жить рыбы, расти водоросли? (Нет. Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи. Без солнца живые организмы жить не могут.)

Опыт 2. – Ребята, вода льется?

Дети зачерпывают воду из миски ложками и льют её. Значит, вода какая?

(Вода может течь, значит, она жидкая.)

Вывод: вода -  жидкость.

-Посмотрите, в термосе - горячая вода.

Воспитатель открывает термос. Из него идет пар.

-Скажите, что идет из термоса? (Пар). Что такое пар?

Воспитатель подносит к идущему из термоса пару зеркало. На зеркале начинают образовываться капли воды.

- Во что превращается пар? ( Пар превращается в капельки воды.)

Вывод: вода может быть в виде пара.

Воспитатель показывает детям лед.

-Что это? (Лед.) Возьмите по одной льдинке, как вы думаете, чем лед был до того, как его заморозили? (Лед тает в руках и превращается в воду. Воду можно заморозить. Лед твердый.)

Вывод: вода может быть твердой.

- Мы с вами узнали, что вода может быть и жидкая, и твердая, и в виде пара.

В природе это нужно для того, чтобы вода могла совершать круговорот.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

-Мы поиграем в игру, которая покажет, как капельки воды ходят в природе по кругу.

Воспитатель - мама Тучка, а дети – капельки. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя.) Капельки разбегаются, Мама Тучка подсказывает, что им делать.

- Полетели капельки из тучки на землю. Прыгают, играют. Скучно им стало поодиночке прыгать. Стали они собираться по двое, по трое в маленькие ручейки. Потекли ручейки по кругу. (Дети за руки идут маленькими кружками.)

- Встретились ручейки и стали большой рекой. (Дети становятся в одну большую цепочку и идут по группе.)

- Текла-текла речка и попала в большой океан. (Дети объединяются в большой круг).

- Пригрело солнышко, стали капельки легкими, воздушными, стали подниматься вверх к маме Тучке. (Дети подбегают к воспитателю, изображая легкость движениями рук.)

-Молодцы, капельки! Побывали на земле и к маме Тучке вернулись! Вот так и капельки воды совершают свой круг в природе.

Опыт 3. Вода без запаха, без вкуса, без формы.

-Возьмите по стаканчику с водой. Понюхайте, чем она пахнет? (Ответы детей.) Есть ли у воды запах?

Вывод: вода без запаха.

-Попробуйте воду из стакана. Вкусная вода? (Ответы детей.) Какой у нее вкус?

Вывод: вода без вкуса.

-Вылейте воду из ваших стаканов в банку, или в кувшин. Какая форма у воды? (Ответы детей.) Утех кто вылил воду в банку, она приняла форму банки, другая – форму кувшина.

Вывод: у воды нет формы. Она принимает форму тех предметов, в которые ее наливают.

Игра «Посудная лавка»

Детям предлагаются половинки посуды. Задача выложить вторую половину,

чтобы узнать форму чего примет вода в этой посуде.

-Выберите посуду, в которую вы бы хотели налить воду. Внимательно

рассмотрите половинку своего предмета посуды. Рядом с помощью палочек

Кюизенера выложите вторую половину. Что получилось? Какую форму

примет вода в вашей посуде? (Ответы детей.)

Заключительная часть

-Что вы сегодня узнали о воде? Какая она? Какие свойства воды вы узнали?

Что вам больше всего понравилось?(Ответы детей).

Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой:

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром с чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!

- Как вы думаете, вода важна для человека? (Ответы детей. Человек не может жить без воды. )

-Как человек должен относиться к воде? (Ответы детей. Бережно, экономно, не бросать в реку и пруд мусор, и т.п.)

-Где мы используем воду в нашей группе? Составим слово «ВОДА» из «Умных кубиков» и разложим в группе везде, где у нас есть или где нам нужна вода.

Дети на «Умных кубиках» ищут буквы В, О, Д, А и составляют из них слово, затем относят в туалетную комнату, в мойку, ставят рядом с аквариумом, цветами и т.д.

- Много мест в нашей группе, где есть или нужна вода? А в нашем детском саду? Как мы должны относиться к воде? (Бережно.) Что для этого нужно делать? (Закрывать кран, не разливать и не разбрызгивать воду.)