Я птичкам помогу
Проект «Я птичкам помогу»
для детей старшего возраста
Актуальность проекта – воспитание любви к птицам родного края, трудолюбия, формирования познавательного интереса к жизни птиц в природе. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, а потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным пернатым, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Цель проекта: формирование гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней.
Задачи проекта: уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах.
Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
Развивать у детей потребность общения с природой, ответственность за «братьев наших меньших».
Воспитывать доброжелательное отношение к птицам, сочувствовать и помогать им в зимнее время.
Привлечь внимание родителей к проблеме подкормки птиц в зимнее время.
Тип проекта: познавательно – творческий.
Участники проекта: воспитанники группы, их родители, воспитатели.
Продолжительность проекта: средней продолжительности (3 месяца).
Ожидаемые результаты:
- Отзывчивость и внимательность к окружающей природе.
- Повышение уровня экологических знаний у детей.
- Желание родителей и детей помочь зимующим птицам.
Этапы проекта:
1. Подготовительный
• Подбор методической литературы по теме.
• Приобретение и подбор иллюстраций по теме.
•Разработка вопросов к беседам о птицах.
2. Основной
Схема реализации проекта через разные виды деятельности
Разделы программы |
Формы и методы работы |
Речевое развитие |
*Составление описательных рассказов о птицах |
Познавательное развитие |
*Цикл бесед «Что мы знаем о птицах?», «Птичья столовая», «О чём щебечет воробей», «Как помочь птицам зимой?» |
Художественная литература |
*Чтение: |
Продуктивная деятельность |
*Лепка «Прилетели воробьи, вон их сколько, посмотри!», «Снегири и синички» |
Игровая деятельность |
*Дидактические игры «Не сорока, не ворона», «Меню для птиц», «Кто как кричит», «Узнай по описанию», «Улетает-не улетает», «Кто в кормушке?» |
Опытно-исследовательская деятельность |
*Исследование различного оперения птиц с помощью лупы |
Взаимодействие с родителями |
*Консультация для родителей «Они остались зимовать – мы им будем помогать» |
Предлагаю детям подумать и объяснить, почему птицы могут летать по воздуху. Затем даю детям для рассматривания птичьи перья - маховые и пуховые.
- Чем перышки отличаются друг от друга?
- Какое из них согревает птицу и называется пуховым?
- Где на теле у птицы растут пуховые перья?
- Какое перо помогает летать и называется маховым? Легкое оно или тяжелое?
- Почему оно легкое?
- Где у птицы на теле есть маховые перья?
Показываю на примере веера, как складываются и раскрываются крылья и хвост, когда птица взлетает и садится. С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птичка становится широкой и большой, поэтому она может опираться о воздух. Взмахами крыльев она от него отмахивается. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прижимает к телу.
Выясняю, что еще делает птицу легкой, как она ест: много или мало, часто или редко. Вместе с детьми делаем вывод о том, как птицы приспосабливаются к наземно-воздушному образу жизни.
III часть: Подвижная игра «Птицы».
Воспитатель называет птиц, дети имитируют птиц в полете, когда воспитатель называет кого-то другого, дети останавливаются и топают ногами.
Воспитатель: Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Дети топают.
Воспитатель: Что неправильно?
Дети: Мухи!
Воспитатель: А мухи кто?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.
Дети топают. (Комары – насекомые).
Воспитатель: Прилетели птицы:
Голуби, куницы…
Дети топают. (Если затрудняются, воспитатель останавливается и заостряет внимание на этом).
Воспитатель: Прилетели птицы:
Голуби, синицы, галки и стрижи,
Чибисы, чижи, аисты, кукушки,
Даже сплюшки,
Лебеди и утки –
И спасибо шутке!
После игры воспитатель рассказывает о том, что человек издавна мечтал летать как птица, поэтому изобрел много летательных аппаратов: воздушный шар, самолет, вертолет, парашют и дельтаплан. Предлагает детям найти дома картинки с изображением этих летательных аппаратов вместе с родителями и принести в группу, чтобы всем вместе их рассмотреть.
Итог беседы.