Сайт Засимовой Натальи Сергеевны
воспитателя МДОУ №29 "Сказка"

Я птичкам помогу

Проект «Я птичкам помогу»

для детей старшего возраста

Актуальность проекта – воспитание любви к птицам родного края, трудолюбия, формирования познавательного интереса к жизни птиц в природе. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, а потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным пернатым, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Цель проекта: формирование гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней.

Задачи проекта: уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах.

 Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

 Развивать у детей потребность общения с природой, ответственность за «братьев наших меньших».

 Воспитывать доброжелательное отношение к птицам, сочувствовать и помогать им в зимнее время.

 Привлечь внимание родителей к проблеме подкормки птиц в зимнее время.

Тип проекта: познавательно – творческий.

Участники проекта: воспитанники группы, их родители, воспитатели. 

Продолжительность проекта: средней продолжительности (3 месяца).

Ожидаемые результаты:

- Отзывчивость и внимательность к окружающей природе.
- Повышение уровня экологических знаний у детей.
- Желание родителей и детей помочь зимующим птицам.

Этапы проекта:

1. Подготовительный
• Подбор методической литературы по теме.
• Приобретение и подбор иллюстраций по теме.
•Разработка вопросов к беседам о птицах.

2. Основной

Схема реализации проекта через разные виды деятельности

Разделы  программы

Формы и методы работы

Речевое развитие

*Составление описательных рассказов о птицах
*Стихи и загадки о птицах
*Пересказ. В.Приходько. «Воробей» 

Познавательное развитие

*Цикл бесед «Что мы знаем о птицах?», «Птичья столовая», «О чём щебечет воробей», «Как помочь птицам зимой?»
*Рассматривание картины «Помощь зимующим птицам» С.Н.Николаева, рассматривание иллюстраций
*Наблюдение за птицами на участке
*Экскурсия «Птичий гомон лесопарка» 

Художественная литература

*Чтение:
 М.Борисенко «Перелётные и зимующие птицы»; А.Яшин «Покормите птиц зимой»;
 В.Бианки «Про птиц и зверей», «Синичкин календарь», «Холодно в лесу, голодно»;
 В.Звягина «Воробышки»;
 В.Приходько «Воробей»;
 Е.Ильин «Воробей»;
А.Барто «Скачет шустрая синица». 

Продуктивная деятельность

*Лепка «Прилетели воробьи, вон их сколько, посмотри!», «Снегири и синички»
*Рисование «Птицы в кормушке», «Снегири на ветках рябины», «Зимующие птицы»
*Аппликация «Как розовые яблоки на ветках снегири», обрывная «Синичка», «Зимующие птицы» фото №3
*Изготовление кормушек из бросового материала 

Игровая деятельность

*Дидактические игры «Не сорока, не ворона», «Меню для птиц», «Кто как кричит», «Узнай по описанию», «Улетает-не улетает», «Кто в кормушке?»
*Разрезные картинки «Собери птицу»
*Подвижные игры «Птички в гнёздышках», «Воробышки и автомобиль» 

Опытно-исследовательская деятельность

*Исследование различного оперения птиц с помощью лупы
*Наблюдение за поведением птиц во время кормления
*Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушкам 

Взаимодействие с родителями

*Консультация для родителей «Они остались зимовать – мы им будем помогать»
* Памятка для родителей «Чем кормить птиц?»
*Мастер – класс «Как сделать кормушку?»  

Предлагаю детям подумать и объяснить, почему птицы могут летать по воздуху. Затем даю детям для рассматривания птичьи перья - маховые и пуховые.

- Чем перышки отличаются друг от друга?
- Какое из них согревает птицу и называется пуховым?
- Где на теле у птицы растут пуховые перья?
- Какое перо помогает летать и называется маховым? Легкое оно или тяжелое?
- Почему оно легкое?
- Где у птицы на теле есть маховые перья?

Показываю на примере веера, как складываются и раскрываются крылья и хвост, когда птица взлетает и садится. С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птичка становится широкой и большой, поэтому она может опираться о воздух. Взмахами крыльев она от него отмахивается. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прижимает к телу.

Выясняю, что еще делает птицу легкой, как она ест: много или мало, часто или редко. Вместе с детьми делаем вывод о том, как птицы приспосабливаются к наземно-воздушному образу жизни.

III часть: Подвижная игра «Птицы».

Воспитатель называет птиц, дети имитируют птиц в полете, когда воспитатель называет кого-то другого, дети останавливаются и топают ногами.

Воспитатель: Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.

Дети топают.

Воспитатель: Что неправильно?

Дети: Мухи!

Воспитатель: А мухи кто?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Прилетели птицы:
Голуби, синицы, 
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.

Дети топают. (Комары – насекомые).

Воспитатель: Прилетели птицы:
Голуби, куницы…

Дети топают. (Если затрудняются, воспитатель останавливается и заостряет внимание на этом).

Воспитатель: Прилетели птицы:
Голуби, синицы, галки и стрижи,
Чибисы, чижи, аисты, кукушки,
Даже сплюшки,
Лебеди и утки – 
И спасибо шутке!

После игры воспитатель рассказывает о том, что человек издавна мечтал летать как птица, поэтому изобрел много летательных аппаратов: воздушный шар, самолет, вертолет, парашют и дельтаплан. Предлагает детям найти дома картинки с изображением этих летательных аппаратов вместе с родителями и принести в группу, чтобы всем вместе их рассмотреть.

Итог беседы.