Сайт Засимовой Натальи Сергеевны
воспитателя МДОУ №29 "Сказка"

Вода – источник жизни

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста 

Вода – источник жизни

Методический паспорт проекта: 

Тип проекта: познавательно – исследовательский, информационно-творческий.

Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности (старший подготовительный возраст), воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.

Предмет исследования: вода

Актуальность: Вода – она всегда рядом, так привычна и буднично.  А если вдуматься… Задуматься о воде, меня подтолкнули дети нашей группы, когда вместе с новыми игрушками и пособиями в детский сад привезли эксперименты с водой «Приключения воды». На коробке написано: «Узнайте, какие тайны хранит в себе вода». И нам стало так интересно, а и правда какие? 

Что происходит с водой, какие у неё свойства, почему идёт дождь, как превращается в снег, лёд, снежинки, есть ли вода в организме человека? 
Как вода помогает всему живому жить и расти?
Кто живёт в воде? 
Каждый ответ порождал новые и новые вопросы.
Поэтому мы с ребятами вместе решили искать ответы на них.

Цель: уточнение и расширение представлений детей о воде, её свойствах, о значении воды для всего живого на земле

Задачи проекта:
• создать условия для формирования у детей познавательного интереса;
• расширить представления детей о свойствах воды (текучесть, способность отражать и её агрегатных состояниях);
• формировать представления о значении воды для всего живого: Вода -источник жизни;
• развивать любознательность детей, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
• развивать социальные навыки;
• развивать речь детей,умение слушать другого, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение;
• формирование установки на здоровый образ жизни;
• подвести детей к пониманию того, что вода бесценный дар природы, который нужно бережно охранять;

Предполагаемый результат: дети узнают: 
• о роли воды в жизни человека и живых организмах
• о свойствах воды и её агрегатных состояниях
• понимать взаимосвязь воды и всего живого на земле
• о необходимости бережного отношения к воде

I этап. Подготовительный 

Задачи

Формы работы

Выявить у детей степень заинтересованности данной темой

Составление диагностики, имеющихся у детей знаний о воде

Выявить имеющиеся знания о воде

Разработка плана реализации проекта

Подбор литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, составление слайд-шоу, подборка аудиозаписей, составление безопасных опытов и экспериментов с водой

Обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе для реализации проекта

Подбор дидактический, словесных, подвижных игр, пополнение материалами «Лаборатории любознательных детей»

Вовлечь родителей в проектную деятельность.

Предложить родителям посетить вместе с детьми «Музей воды».

Усилиями воспитателей, детей и их родителей, осуществить сбор информации для создания «творческой копилки» со стихотворениями, загадками, потешками, рассказами о воде.

Беседы с родителями об актуальности проектной деятельности для детей, о возможности сотрудничества.

Помощь в подготовке необходимого оборудования для опытов с водой.

Посещение с ребёнком библиотеки, для накопления информации о воде.

Совместное изготовление домашнего задания («Кому нужна вода?») 

Взаимодействие с педагогами:
1. Привлечь воспитателей, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя к реализации проекта.
2. Планирование работы с детьми по данной теме, всеми педагогами.
3. Составление конспектов для работы с детьми старшего подготовительного возраста по теме проекта.

II основной этап проекта

Образовательные области

Виды деятельности педагога с детьми

Сроки

Познавательное развитие

Опыт: «Вода прозрачная»
Цель: познакомить детей со свойством воды – прозрачность
Материалы: стакан с водой, стакан с молоком, счетная палочка

3-я неделя сентября

  

 

2-я неделя октября

  

 

 Ноябрь 

 


Декабрь

 

 Январь

 

 

 

Февраль

  

Март

 


Апрель

 



В течение учебного года 


В течение учебного года



В течение учебного года

 

Опыт: «Куда делась вода?»
Цель: выявить процесс испарения, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды)
Материалы: две одинаковые мерные ёмкости, крышка для одной

Опыт: «У воды нет запаха и вкуса»
Цель: узнать есть ли запах и вкус у воды
Материалы: стаканы с водой, с стаканы с соком

Опыт: «Вода жидкая»
Цель: доказать, что вода может течь и иметь формы
Материалы: сосуды разной формы, два стакана, вода

Опыт: «Окрашивание воды»
Цель: доказать, что некоторые вещества растворяются в воде, чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет, чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Материалы: ёмкости, вода разной температуры, краска

Опыт:«Не все растворяется в воде»
Цель: Закрепить понимание того что в воде вещества не исчезают, а растворяются
Материалы: Стакан с водой, песок, сахарный песок.

Опыт: «Секреты воды в твердом состоянии»
Цель: ознакомить со свойствами воды и её агрегатными состояниями
Материалы: ёмкости, лёд 

Опыт: «Вода может быть газом»
Цель: ознакомить со свойствами воды и её агрегатными состояниями
Материалы: кипяток, стакан, крышка.

Наблюдения: «Секреты снега»,«Осенний дождь», «Сосулька», «Куда исчезла лужа?», «Облака-белогривые лошадки»

Эксперименты: «Пьют ли  растения воду?», «Отражение в воде», «Может ли без  воды проклюнуться росток», «Тонет-не тонет»

Просматривание слайд-шоу:
«Природные водоёмы»,
«Водопады»
«Искусственные водоёмы» (фонтан, бассейн, аквариум)

Прослушивание аудиозаписей, из цикла «Звуки природы»
«Звонкий ручей»
«Шум водопада»
«Шум моря»
«Шум дождя»
«Дельфины»
«Песнь кита»

Беседа:
«Водный транспорт»
«Водные виды спорта»
«Путешествие капельки» 

Речевое развитие

Рассказ из опыта (презентация проектов детей).
«Вода в жизни человека»
«Вода в жизни животных»
«Вода в жизни растений»
«Вода и её обитатели»
«Где мы можем встретить воду?»

Цель: формирование умения строить свое развернутое высказывание, составлять рассказ.

Рассказ воспитателя с дальнейшим обсуждением с детьми:
«Вода труженица»
Цель: обобщение знаний детей о воде, ее значений в жизни человека.
Словарь: турбины, гидроэлектростанция, электричество, мельница, жажда, пресная.

Беседы:
«Где вода живет?»
Цель: показать детям значение воды в нашей жизни, где и в каком виде существует вода.

«Что пьют животные зимой?»
Цель: закреплять понимание детьми значение воды для всего живого ,знания о свойствах воды.

Творческое рассказывание
«Если бы не было воды?»

Заучивание стихотворений о воде
Цель: помочь детям запомнить стихотворение. Формировать умение выразительно рассказывать произведение наизусть

Придумывание загадок о воде
Цель: формирование логического мышления и навыков восприятия. Расширение активного словаря, в процессе придумывания загадок.

Рассматривание картины
И. Левитана «Весна.Большая вода»

Задачи:
1)Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение,отраженное художником  в пейзаже , передавать его словом;
2)Тренировать в подборе определений и сравнений , синонимов и антонимов;
3)Учить придумывать предложения и произносить их с интонационной окраской , передавая голосом чувства радости и огорчения;

Экскурсия к реке

Цель: познакомить детей с рекой –природным водоемом , с явлениями , происходящими весной у воды.

Задачи:
1) учить детей устанавливать простейшие связи:солнце весной греет сильнее, снег и лед тают;
2)объяснить понятие «ледоход, ввести это слово в речь детей;
3) обогащать словарный запас за счет слов, связанных с наблюдениями;
(Вода какая? Голубая, синяя, прозрачная, бирюзовая, хрустальная, мутная, холодная, ледяная, журчащая, талая, серая, бурлящая, вешняя, проточная, бегущая. Вода что делает? Стекает, поднимается, плещется, льется, бурлит, заливает, журчит, топит. Лед какой?Хрупкий, прозрачный, скользкий, весенний, речной, колотый, тающий, плавучий. Лед что может делать? Растаять, трещать, проломиться, расколоться, ломаться, плыть)

4) Показать значимость и красоту водоемов нашего поселка.
5)Вспомнить обитателей и растения, живущих около реки.
6) Закрепить правила поведения около водоемов.

Чтение художественной литературы:

Э.Мошковская «Речка», Е.Н. Успенский. «Если был бы я девчонкой», К.И. Чуковский. «Федорино горе», Б.В. Заходер. «Кит и Кот», М.Д. Перина «Живая вода», Е.Благина «Снег», И.Бунин «Льет дождь, холодный, точно лед», А.Дэви «Зима», «Снежинка», Т.Новицкая «Белый снег пушистый», Николай Сладков «Под снегом», К. Ушинский «Проказы старухи зимы», Л.Воронкова «Снег идёт», Д. Тихомиров «Снежные узоры на окнах», Н. Абрамцева «Сказка о тумане», А.Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», Л. Квитко «Корова в тумане», Т. Шорыгина «Вы узнаёте зиму?», Н. Болтачёва «Сказка о круговороте воды».

Песенки и потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико»; «Ай, лады, лады, лады»; «Дождик, дождик не дожди!», «Дождик, дождик, пуще!»

Ноябрь

 

 

 



Март

 

 




Октябрь

 
 

Декабрь

 

Март

 

В течение учебного года

В течение учебного года

 
Март

 

 

 

 

 

 

 Март

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

В течение учебного года

 

 

 

  

 

 

 

 

Социально-коммуникативное развитие

Беседы ЗОЖ

«Для чего нужна вода человеку?»

- Нужно соблюдать правила личной гигиены
- Купаться, умываться
- Чистить зубы
- Мыть руки
- Пить
- Стирать
- Готовить еду

Труд
- в уголке природы «полив цветов»
- на участке:

Постройки из снега

«Поможем весне»

Практические работы:
Изготовление цветных льдинок

Рассматривание энциклопедий:
«Жизнь в пресной воде»
«Подводный мир океана»

Дидактические игры:
«Найди отражение»
«Следы на снегу»
«Найди снежинке пару»
«Найди такое же облако»

С.Р.И
«Путешествие по реке»

Октябрь

 

 

 

 

 

В течение учебного года


Январь-февраль

Март

 

Декабрь

  

В течение учебного года

  

Март

Художественно-эстетическое развитие

Рисование:
«Осенний дождь»
«Первые снежинки»
«Облака»

Аппликация:
«Водные жители»

Конструирование из бумаги:
«Тюлень»
Лепка пластилонография
«Обитатели водоемов»
Создание водоохранных знаков, для С.Р.И

В течение учебного года

 

Физическое развитие

Подвижные игры:
«Тучка и капельки»
«Море волнуется»
«Караси и щука»
«Пройди через речку по мостику»
«Удочка»
«С кочки на кочку»

Пальчиковые гимнастики:
«Дождик капнул на ладошку»
«Дождик, дождик веселей»
«Дождик, дождик не дожди»
«Рыбка в озере живет»
«Снежиночки-пушиночки»
«Капитан»

Игровые упражнения:
«Сделай как я»
«Попади в цель снежком»

Физкультурные занятия экологической направленности:
«Где в природе есть вода?»
«Вода в жизни человека»
«Вода в природных явлениях»
«Как человек использует воду» (Е.И. Хозяинова)

Комплекс утренней гимнастики:

Построение. Равнение. Ходьба на месте (10 секунд). Ходьба на месте с высоко поднятыми коленями (10 секунд). Ходьба по залу с поворотами в углах зала (15 секунд). Ходьба в полуприседе (15 секунд). Бег широким и мелким шагом (20 секунд). Бег врассыпную (20 секунд). Ходьба обычная (20 секунд).
Построение в шахматном порядке.

Упражнение «Падающий снег»

Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 —4 — медленно поднимать руки через стороны вверх, одновременно выполняя круговые движения кистями обеих рук. 5—8 — медленно опускать прямые руки вниз, одновременно выполняя круговые движения кистями рук. Повторить 7 раз. Показ воспитателя.
Указание детям: «Руки поднимайте медленно».

Упражнение «Крупный град»

Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки за спиной. 1—3 — пружинящие наклоны вперед, пальцы рук стучат по полу при каждом наклоне. 4 — вернуться в исходную позицию. Повторить 8 раз. Показ воспитателя. Индивидуальная помощь.

Упражнение «Проливной дождь»

Исходная позиция: сидя на полу, ноги вперед, руки в упоре сзади. 1-2— поднять прямые ноги вверх. 3— опустить правую ногу. 4— опустить левую ногу.
Повторить 8 раз. Темп сначала медленный, затем быстрый.  

Упражнение «Разноцветная радуга»

Упражнение, придуманное детьми
Показ ребенка. Повторить 7 раз. Индивидуальные указания и поощрения.

Упражнение «Страшный холод»
Исходное положение: стоя на коленях, руки опущены.
1-2 - сесть на пол справа, обхватить себя руками.
3-4 - вернуться в исходную позицию.
Повторить по 4 раза в каждую сторону. Объяснение воспитателя.
Указание детям: «Сохраняйте устойчивое положение тела».

Упражнение «Легкий ветерок»
Исходная позиция: основная стойка, руки на пояс.
1-2 - плавно отвести правую руку в сторону, одновременно правую ногу выставить вперед на носок, губы свернуть трубочкой и произнести звук «у-у-у».
3-4 - вернуться в исходную позицию.
Повторить движения левой рукой и левой ногой. Повторить 8 раз. Показ и объяснение воспитателя. Темп медленный.

Упражнение «Мороз морозно»
Исходная позиция: лежа на спине, руки вдоль туловища.

Поднять правую ногу и в воздухе нарисовать ногой солнышко.
Поднять левую ногу и в воздухе нарисовать ногой солнышко.
Повторить по 3 раза каждой ногой. Каждый ребенок выполняет задание в своем темпе.

Упражнение «Попрыгаем»
Исходная позиция: основная стойка, руки на пояс.
20 прыжков на левой ноге, 20 прыжков на правой ноге, 10 шагов. Повторить 3 раза 

В течение учебного года

 

  

Октябрь-Ноябрь

 

 

 

Декабрь

 

Февраль

Февраль
Март 

Апрель


Март

III Этап проекта 

 Диагностика детей

 Проведение квест-игры «Вода-источник жизни» 

 Май

 Май 

 

Используемые ресурсы:

1. Л.Г. Селихова «Интегрированные занятия ознакомления с природой и развития речи», Мозаика- Синтез, Москва 2005г.
2. С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»,Просвещение, Москва 2002г.
3. Н.А.Рыжова «Наш дом-природа», Linkva-Press, Москва 1998г.
4. Л.И. Латохина «Творим здоровье души и тела», ИК «Комплект» 1997г.
5. http://www.maam.ru/ [Международный Образовательный портал] 

Презентация <<Смотреть>>