Вода – источник жизни
Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста
Вода – источник жизни
Методический паспорт проекта:
Тип проекта: познавательно – исследовательский, информационно-творческий.
Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности (старший подготовительный возраст), воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.
Предмет исследования: вода
Актуальность: Вода – она всегда рядом, так привычна и буднично. А если вдуматься… Задуматься о воде, меня подтолкнули дети нашей группы, когда вместе с новыми игрушками и пособиями в детский сад привезли эксперименты с водой «Приключения воды». На коробке написано: «Узнайте, какие тайны хранит в себе вода». И нам стало так интересно, а и правда какие?
Что происходит с водой, какие у неё свойства, почему идёт дождь, как превращается в снег, лёд, снежинки, есть ли вода в организме человека?
Как вода помогает всему живому жить и расти?
Кто живёт в воде?
Каждый ответ порождал новые и новые вопросы.
Поэтому мы с ребятами вместе решили искать ответы на них.
Цель: уточнение и расширение представлений детей о воде, её свойствах, о значении воды для всего живого на земле
Задачи проекта:
• создать условия для формирования у детей познавательного интереса;
• расширить представления детей о свойствах воды (текучесть, способность отражать и её агрегатных состояниях);
• формировать представления о значении воды для всего живого: Вода -источник жизни;
• развивать любознательность детей, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
• развивать социальные навыки;
• развивать речь детей,умение слушать другого, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение;
• формирование установки на здоровый образ жизни;
• подвести детей к пониманию того, что вода бесценный дар природы, который нужно бережно охранять;
Предполагаемый результат: дети узнают:
• о роли воды в жизни человека и живых организмах
• о свойствах воды и её агрегатных состояниях
• понимать взаимосвязь воды и всего живого на земле
• о необходимости бережного отношения к воде
I этап. Подготовительный
Задачи |
Формы работы |
Выявить у детей степень заинтересованности данной темой |
Составление диагностики, имеющихся у детей знаний о воде |
Выявить имеющиеся знания о воде |
|
Разработка плана реализации проекта |
Подбор литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, составление слайд-шоу, подборка аудиозаписей, составление безопасных опытов и экспериментов с водой |
Обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе для реализации проекта |
Подбор дидактический, словесных, подвижных игр, пополнение материалами «Лаборатории любознательных детей» |
Вовлечь родителей в проектную деятельность. Предложить родителям посетить вместе с детьми «Музей воды». Усилиями воспитателей, детей и их родителей, осуществить сбор информации для создания «творческой копилки» со стихотворениями, загадками, потешками, рассказами о воде. |
Беседы с родителями об актуальности проектной деятельности для детей, о возможности сотрудничества. Помощь в подготовке необходимого оборудования для опытов с водой. Посещение с ребёнком библиотеки, для накопления информации о воде. Совместное изготовление домашнего задания («Кому нужна вода?») |
Взаимодействие с педагогами:
1. Привлечь воспитателей, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя к реализации проекта.
2. Планирование работы с детьми по данной теме, всеми педагогами.
3. Составление конспектов для работы с детьми старшего подготовительного возраста по теме проекта.
II основной этап проекта
Образовательные области |
Виды деятельности педагога с детьми |
Сроки |
Познавательное развитие |
Опыт: «Вода прозрачная» |
3-я неделя сентября
2-я неделя октября
Январь
Февраль
|
Опыт: «Куда делась вода?» |
||
Опыт: «У воды нет запаха и вкуса» |
||
Опыт: «Вода жидкая» |
||
Опыт: «Окрашивание воды» |
||
Опыт:«Не все растворяется в воде» |
||
Опыт: «Секреты воды в твердом состоянии» |
||
Опыт: «Вода может быть газом» |
||
Наблюдения: «Секреты снега»,«Осенний дождь», «Сосулька», «Куда исчезла лужа?», «Облака-белогривые лошадки» |
||
Эксперименты: «Пьют ли растения воду?», «Отражение в воде», «Может ли без воды проклюнуться росток», «Тонет-не тонет» |
||
Просматривание слайд-шоу: Прослушивание аудиозаписей, из цикла «Звуки природы» Беседа: |
||
Речевое развитие |
Рассказ из опыта (презентация проектов детей). Цель: формирование умения строить свое развернутое высказывание, составлять рассказ. Рассказ воспитателя с дальнейшим обсуждением с детьми: Беседы: «Что пьют животные зимой?» Творческое рассказывание Заучивание стихотворений о воде Придумывание загадок о воде Рассматривание картины Задачи: Экскурсия к реке Цель: познакомить детей с рекой –природным водоемом , с явлениями , происходящими весной у воды. Задачи: 4) Показать значимость и красоту водоемов нашего поселка. Чтение художественной литературы: Э.Мошковская «Речка», Е.Н. Успенский. «Если был бы я девчонкой», К.И. Чуковский. «Федорино горе», Б.В. Заходер. «Кит и Кот», М.Д. Перина «Живая вода», Е.Благина «Снег», И.Бунин «Льет дождь, холодный, точно лед», А.Дэви «Зима», «Снежинка», Т.Новицкая «Белый снег пушистый», Николай Сладков «Под снегом», К. Ушинский «Проказы старухи зимы», Л.Воронкова «Снег идёт», Д. Тихомиров «Снежные узоры на окнах», Н. Абрамцева «Сказка о тумане», А.Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», Л. Квитко «Корова в тумане», Т. Шорыгина «Вы узнаёте зиму?», Н. Болтачёва «Сказка о круговороте воды». Песенки и потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико»; «Ай, лады, лады, лады»; «Дождик, дождик не дожди!», «Дождик, дождик, пуще!» |
Ноябрь
Декабрь
Март
В течение учебного года В течение учебного года
Март
В течение учебного года
|
Социально-коммуникативное развитие |
Беседы ЗОЖ «Для чего нужна вода человеку?» - Нужно соблюдать правила личной гигиены Труд Постройки из снега «Поможем весне» Практические работы: Рассматривание энциклопедий: Дидактические игры: С.Р.И |
Октябрь
В течение учебного года
Март
Декабрь
В течение учебного года
Март |
Художественно-эстетическое развитие |
Рисование: Аппликация: Конструирование из бумаги: |
В течение учебного года
|
Физическое развитие |
Подвижные игры: Пальчиковые гимнастики: Игровые упражнения: Физкультурные занятия экологической направленности: Комплекс утренней гимнастики: Построение. Равнение. Ходьба на месте (10 секунд). Ходьба на месте с высоко поднятыми коленями (10 секунд). Ходьба по залу с поворотами в углах зала (15 секунд). Ходьба в полуприседе (15 секунд). Бег широким и мелким шагом (20 секунд). Бег врассыпную (20 секунд). Ходьба обычная (20 секунд). Упражнение «Падающий снег» Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 —4 — медленно поднимать руки через стороны вверх, одновременно выполняя круговые движения кистями обеих рук. 5—8 — медленно опускать прямые руки вниз, одновременно выполняя круговые движения кистями рук. Повторить 7 раз. Показ воспитателя. Упражнение «Крупный град» Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки за спиной. 1—3 — пружинящие наклоны вперед, пальцы рук стучат по полу при каждом наклоне. 4 — вернуться в исходную позицию. Повторить 8 раз. Показ воспитателя. Индивидуальная помощь. Упражнение «Проливной дождь» Исходная позиция: сидя на полу, ноги вперед, руки в упоре сзади. 1-2— поднять прямые ноги вверх. 3— опустить правую ногу. 4— опустить левую ногу. Упражнение «Разноцветная радуга» Упражнение, придуманное детьми Упражнение «Страшный холод» Упражнение «Легкий ветерок» Упражнение «Мороз морозно» Поднять правую ногу и в воздухе нарисовать ногой солнышко. Упражнение «Попрыгаем» |
В течение учебного года
Октябрь-Ноябрь
Декабрь
Февраль Февраль Апрель |
III Этап проекта
Диагностика детей Проведение квест-игры «Вода-источник жизни» |
Май Май |
Используемые ресурсы:
1. Л.Г. Селихова «Интегрированные занятия ознакомления с природой и развития речи», Мозаика- Синтез, Москва 2005г.
2. С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»,Просвещение, Москва 2002г.
3. Н.А.Рыжова «Наш дом-природа», Linkva-Press, Москва 1998г.
4. Л.И. Латохина «Творим здоровье души и тела», ИК «Комплект» 1997г.
5. http://www.maam.ru/ [Международный Образовательный портал]
Презентация <<Смотреть>>